Мы строим дороги!

Если первая из двух Российских бед нерешаема в принципе, то со второй бедой справляются дорожники. ГБУ МО Мосавтодор «ПК Воскресенский» ремонтирует, чистит, благоустраивает 270 километров дорог в Воскресенском районе.

Начальник «ПК Воскресенский» Сергей Глухов рассказал о работе предприятия, не вдаваясь в чрезмерный оптимизм .

— Сергей Алексеевич, как вы стали дорожником?

— В каникулы и по окончании школы работал на стройке. И в стройотряды ездил студентом. Нравилось созидать, видеть результат своего труда, и как люди радуются тому, что ты построил. Дома строили, фермы, промышленные здания. Кстати, на любой стройке обязательно сооружались и дороги. Это делали смежники, и их работа меня интересовала. Приглядывался. Закончил факультет промышленного и гражданского строительства Владимирского политеха. Работал во Владимирской области главным инженером строительной организации. В 90-х годах стали уменьшаться объемы финансирования. Понял, что, хотя строить и есть что, но не на что. Дорожная же отрасль оставалась на плаву, и когда предложили должность главного инженера в дорожно-строительной организации, сразу согласился. Был уверен, что необходимые знания приобрету и с работой справлюсь. Есть отличия от строительства зданий и сооружений, но построить дорогу не сложнее, чем завод. А в 2005-м поступило предложение от «Мосавтодора» возглавить «Воскресенский Автодор». Конечно, надо было решиться перейти из Владимирской области в Московскую. Здесь нагрузки те же, но ответственность намного выше.

— При каких обстоятельствах бывает приятно от сделанного, от работы?

— Мне нравится, чем я занимаюсь. Мы ремонтируем и содержим дороги.

Убираем ямочность, колейность, расширяем, очищаем от снега или наледи, убираем мусор с обочин и от остановочных павильонов, — комплекс работ по нормативам очень объемен. Утром, когда вижу, что люди и техника работают, когда и мастера, и рабочие, и весь административный аппарат понимают, что они делают – это приятно.

Но последние годы огорчений всё больше. Раньше мы сами непосредственно работали с поставщиками запчастей, ГСМ, расходных и строительных материалов. Мы их знали, а они знали нашу репутацию и честное имя, были уверены, что расчеты будут произведены правильно и в срок. Вопросы поставок решались оперативно. У директора было больше прав, и все вопросы я мог решать самостоятельно и быстро. А с 2014 года, когда мы стали бюджетным учреждением и все вопросы стали решаться через торги и прочее, возникли большие трудности. На торги выходят никому неизвестные люди и организации. Любой поставленный материал может оказаться некачественным. Это касается не только песка-щебня, соли, но и дизельного топлива, битума, запчастей. Все эти поставщики – это не прямая поставка с завода. Это дилеры, а то и цепочка из двух-трех перекупщиков. Поэтому увеличивается цена строительства и обслуживания дорог, теряется время, возрастает нервозность.

— Получается, 44 ФЗ не уменьшил, а увеличил расходы бюджета?

— Да. Я считаю так.

— Почему же сами производители не выходят на конкурсы?

— Видимо им удобнее работать с дилерами, которые занимается торгами, перемещениями… Завод получает какие-то деньги за свою продукцию, но, думаю, в разы меньше, чем за неё платим мы. Причина многих наших сегодняшних проблем обусловлена 44 ФЗ. Об этом говорю не только я. Весь директорский корпус понимает, что от этого государство много теряет. Говорить о совести многих поставщиков и подрядчиков не приходится.

— Вот привезли некачественный песок. Так можно же не заплатить денег, расторгнуть договор, использовать штрафные санкции?..

— Весь полученный материал, проходит экспертизу в нашей либо центральной лаборатории. Если выявляется несоответствие требуемому качеству, — мы не используем этот материал, оформляем его хранение, все данные по испытаниям передаем в Мосавтодор, который заключал договора с данным поставщиком, для принятия решения. Работа стоит. Новые закупки — это большой промежуток времени.

— Все мы знаем, что 44 закон навсегда. Ваше мнение — есть ли возможность, сохранив антикоррупционную направленность законодательства, снизить негативные следствия этого закона?

— Главной причиной разработки и принятия 44 закона называется коррупция. Якобы здесь – на местах – были приписки, «откаты», договоренности. Не думаю, что с этим законом негатива стало меньше. Раньше в поставщики и подрядчики не шли те, которые не умеют ни производить, ни поставлять. А сегодня исполнять работы или поставлять материал берутся лица или организации, не имеющие ничего, кроме компьютера. Они выходят на торги, падают в цене по тем работам, которыми не занимаются и по товарам, материалам, которые не производят. Их поставка и работа не будут приняты, но наша техника в ожидании новых торгов будет простаивать, и уйдёт драгоценное время сезона строительных работ.

Сегодня большинство поставщиков, выходящих на торги, заинтересованы исключительно в сиюминутной прибыли, и не заботятся о репутации. Получив требование о замене некачественного песка или запчастей, поставщик просто исчезает или тянет время.  Нужно снова объявлять торги, через месяц после объявления их проводить… Такая система тормозит нашу дорожную отрасль, и не только дорожную. Надо пересматривать условия допуска к торгам. У организации, заявляющейся на торги, должна быть подтвержденная репутация, штат, техника, специалисты, и требования к ней должны быть такие, как к нам.

Памятный пример – пешеходный мост, ремонт которого не был принят, и переделан на следующий год.

— Это только один из множества случаев. А мы делаем  сразу и качественно! И мы всегда здесь. С нас можно спросить. У нас есть необходимый ресурс. Но вместо нас на торгах работу выигрывают непрофессионалы…

— Насколько понимаю – новые дороги строятся не так часто. Основная работа – ремонт и содержание. Так?

— Могу пояснить, с чем это связано. В первую очередь необходим ремонт имеющихся дорог, потом – строительство новых. Все нулевые годы финансирование было недостаточным, и дороги изнашивались быстрее, чем ремонтировались. Последние же годы дорожная сеть в Подмосковье активно ремонтируется. За три последних года отремонтировали практически всю дорожную сеть Воскресенского района. Остаются на очереди дороги третьей-четвертой категории, тупиковые подъезды к деревням, где ещё надо приложить руки и средства. Но ямочность с наших дорог практически уходит.

— На Новлянском мосту, по моим наблюдениям, не меньше трёх раз за зиму вы делали ямочный ремонт.

— Да. Покрытие сильно изношено. В ближайшие дни проведём полный ремонт дорожного покрытия на Новлянском мосту. Отфрезеруем и положим новый асфальтобетон . (К выходу материала в печать работы на мосту завершены – прим. ред.).

— И следующей зимой снова потребуется ямочный ремонт?

— Надо ещё учитывать специфику эксплуатации мостовых сооружений. На мостах, эстакадах дорожное покрытие изнашивается быстрее. Мостовой пролет имеет подвижность. Зимой гололед, повышенная влажность. Законы физики и природы не отменить. Но после качественного ремонта два-три года ям образовываться не будет . Пример – дорога от Маришкино до Белоозерска отремонтирована в прошлом году. Трафик по ней достаточно напряженный, много и большегрузного транспорта, но ни колейности, ни ямочности там не наблюдается.

Мы сегодня много говорим о большом количестве ям, об их оцифровке и не стесняемся этого. А ямочности просто не должно быть! Нам нужно не считать и регистрировать ямы, и не ямочные ремонты производить на разрушенной дорожной сети, а выделять деньги и ремонтировать изношенные дороги целиком.

— Около 15 лет вы строите, ремонтируете, содержите дороги. Есть ли какие-то изменения в технологиях, новые материалы, машины и механизмы, новаторство какое-то?..

— Появились новые битумные эмульсии. Более эластичные. Есть новые, более быстрые технологии укладки асфальтового покрытия. И, как показала двухлетняя эксплуатация отремонтированных по этим технологиям участков, покрытие работает отлично!

— Новая техника появляется?

— В прошлом году и в начале этого года получили по лизингу 26 единиц новых машин и механизмов. Это те же «Камазы». Сказать, что их делают совсем надежно, и в них можно долго не заглядывать – нет. Вопросы мелкого ремонта возникают. Но брать в два раза дороже грузовик «Вольво», при отсутствии развитой сети соответствующих сервисных центров – непрактично.

Когда перед нами встал вопрос выбора, то, зная особенности нашей дорожной сети, учитывая все факторы, специфику нашей работы, мы выбрали «Камазы», и не ошиблись. И ремонт, и обслуживание «Камаза» гораздо дешевле и проще.

Есть примеры, когда грузовики-иномарки в организациях простаивают из-за проблем с запчастями и ремонтом. У руководства Мосавтодора есть понимание, что необходима своя сервисная служба по обслуживанию дорожной техники. Изучается возможность её создания. Сейчас у «ПК Воскресенский» нет ни слесарей, ни денег на закупку запчастей.

Свои «Камазы» гоняем в Красногорск, часто по пустякам. Это и пробег туда-обратно, и временные затраты. И водителя сначала надо оттуда забрать, потом туда отвезти. Когда у нас была своя ремонтная служба, свои средства, мы могли быстро приобрести запчасти и установить их. Ремонтные боксы со смотровыми ямами есть, инструмент есть, сварка есть, слесарей нет. Ремонт техники, который мы до 2014 года производили за день, сейчас требует минимум два-три дня. И мы делали для себя, — качественно! У сторонних организаций, ремонтирующих сейчас наши машины, отношение к срокам и качеству ремонта низкое.

— Как у вас с кадрами?

— Очень больной вопрос! Мы получили лизинговую технику, для обслуживания которой нет штата. За каждым из водителей и механизаторов закреплено 2-3 единицы техники. И дорожных рабочих не хватает. По нормативу содержания 270 км дорожной сети нам нужно три грейдера. Грейдера есть – а грейдерист один.

То же и с тракторами, с катками. До 15 механизаторов, водителей нам остро необходимо принять. Но штат 89 человек, утвержденный министерством заполнен. Знаю, что Мосавтодор этой проблемой занимается, и в министерство все расчеты поданы. Не я придумал нормативы по людям и технике. Это серьёзные министерские документы. Но задачи-то по содержанию и ремонту дорог остаются. Наши три грейдера – им всем есть работа. Это и обочины, и профилирование, и кюветы, и прочее. В кои веки мы дождались эту технику – работать на ней некому . В 2007 году у нас работало 180 человек. Сейчас почти в два раза меньше, а дорожная сеть та же. Какое тут может быть качественное и своевременное содержание дорог в летний и зимний периоды?!

— Какой средний возраст ваших работников?

— Уже близок к пенсионному. Нет и профессиональных учебных заведений.  Раньше посылали учиться на грейдеристов даже в Питер. Месяц он там жил, учился, практику проходил. Сегодня профессиональная подготовка подрастающего поколения не ведётся совершенно! Хотя и техника сейчас стала хорошая, комфортная. Механизатор может в белой рубашке работать. Кондиционер, сиденье амортизированное. Но молодежь не идет. Что такое быть дорожником – это работа и в выходные и ночью… Те, кто сейчас работают – им только кланяться нужно .

— О чем вы мечтаете?

— Мне хотелось, чтобы сын пошёл по моим стопам – так и получается. Работает мастером на нашем асфальтовом заводе. Закончил техникум, потом – институт. Мечтаю, чтобы его жизнь сложилась не хуже, чем у меня. Не считаю, что живу зря, неправильно или с большими ошибками. Пусть и он так или лучше.

А в связи с профессиональной деятельностью – хочу, чтобы проблемы, о которых мы говорим, — каким-то образом решились. Нужны новые кадры, новая техника, а мы это используем с толком и с пользой для всей страны. Не нужно нерасчетливо отказываться от старых испытанных работающих схем, процессов. Не надо ломать то что работает. Нужно,- никто не отрицает, — вводить новое, внедрять компьютеризацию, автоматизацию. Но за всем за этим стоят люди.

Если у нас будут одни менеджеры и дилеры – хорошего не получится. Без рабочего класса ничего не будет. А с рабочим классом — и поля будут распаханы, и дороги ровные . Передадим внукам страну в хорошем состоянии, — не будут на нас в обиде и спасибо скажут.

Беседовал Виктор ГЛАДКОВ, фото автора

Олег Шилов
 
По теме
Сегодня начинаются подготовительные работы по ремонту асфальтового покрытия на улице 8 Марта.
На дороге А-108 лихач сбил сразу троих детей - ОКА-ФМ Они переходили проезжую часть на зелёный сигнал светофора. Сразу трое друзей 12-13 лет попали в больницы с различными переломами и ушибами после того, как на них прямо на пешеходном переходе наехал разогнавшийся водитель.
ОКА-ФМ
Уважаемые жители! - Администрация г.о. Коломна Сообщаем, что в связи с подъемом уровня воды в р. Москва сегодня, 28 марта,
Администрация г.о. Коломна
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
ПЕВЕЦ МАЛОЙ РОДИНЫ - Газета Видновские Вести Любители поэзии хорошо знают, что певец природы Подмосковья Евгений Зубов, которого часто называют Есениным Видновского края, родился 26 марта 1942 года, жил в дер.
Газета Видновские Вести
Волшебное слово "Театр" - ЦБС г. Подольска Наряду с литературой, театральное искусство является одним из важнейших средств эстетического воспитания ребёнка.
ЦБС г. Подольска